GenobiumMenu

Статьи

Некоторые аспекты управления материальными запасами.

Добронравин Евгений, 2004

Особенности управления инвестициями в товарно – материальные ценности.

Товарно-материальные запасы составляют значительную часть активов фирмы. Кроме того, доход от инвестирования в товарно-материальные ценности должен быть выше, чем доход от инвестирования в более ликвидные активы (денежные средства, ценные бумаги). Из этого исходят при вложении денежных средств в товарно – материальные запасы.

До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально – техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы. Однако,  в современных условиях гораздо меньше стоит проблема дефицита, предприятия могут осуществлять самые разнообразные инвестиции. Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно – материальные запасы, необходимо понимать, что при этим предприятие отказывается от альтернативных вариантов инвестиций.

Контроль за эффективным использованием средств в товарно- материальных запасах является необходимым условием успешной работы фирмы. Для быстрорастущих компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого вида могут быстро выйти из под контроля.

Анализ эффективности инвестиций использования товарно – материальных ценностей

При анализе эффективности использования товарно – материальных ценностей часто используют коэффициент оборачиваемости запасов.

Каждый раз, как мы продаем продукта на сумму равную первоначальным инвестициям, мы оборачиваем наши запасы. Коэффициент оборачиваемости измеряет количество раз оборота товарно - материальных ценностей за период и вместе с коэффициентом прибыльности служит показателем эффективности инвестиций в целом по товарно – материальным ценностям и по их видам.

Предположим, мы покупаем продукта А на сумму 1000 рублей. Объем продаж данного продукта за период  равен 1200 рублей. Таким образом, прибыль за период равна 200 рублей от инвестиций в 1000 рублей. Если мы покупаем продукта А на 500 рублей, а к моменту его исчерпания еще на 500 рублей с суммы выручки, полученной от продажи первой партии, то к концу года мы получаем прибыль в те же 200 рублей, но с инвестиций в 500 рублей. Какой выбор предпочтительнее? Второй. Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости для продукта А при различных вариантах инвестирования.

"Таблица 1. Пример коэффициентов оборачиваемости.
Годовая стоимость проданных товаров Инвестиции в запасы Коэффициент оборачиваемости
1000 1000 1
1000 500 2
1000 250 4

Существует и другой способ оценки инвестиций в те или иные виды товарно – материальных ценностей – коэффициент прибыльности товара. Вместе с коэффициентом оборачиваемости он служит оценкой эффективности запасов предприятия.

Пример
Продукт А = Валовая прибыль/Объем реализации по себестоимости = 200руб/1000руб=20%

Продукт Б = Валовая прибыль/Объем реализации по себестоимости = 600руб/3000руб = 20%

На первый взгляд оба продукта одинаково прибыльные. Но средние инвестиции в продукт А составляют 200 рублей, а в продукт Б – 1500 рублей. Для первого продукта мы получаем прибыль в 200 рублей с инвестиций в 200 рублей, для второго – 600 рублей с инвестиций в 1500 рублей.  Обобщающим показателем является показатель рентабельности запасов, который представляет собой произведение коэффициента прибыльности и коэффициента оборачиваемости.

Для продукта А он составит:
200руб/1000руб * 1000руб./200руб. = 100% за период

Для продукта Б он составит:
600руб/3000руб * 3000руб./1500руб. = 40% за период

Таким образом, инвестиции в продукт А более эффективны.

Рассмотренные показатели используются при установлении объема инвестиций и планировании ассортимента.

Планирование (нормирование) запасов

Несмотря на это, в традиционном анализе эффективности упускаются из вида внутренние взаимосвязи, которые существуют между показателями: между оборачиваемостью и прибылью через растущие транспортные расходы, между инвестициями в запасы и недополученной прибылью в результате дефицита и т.д.

Доказательство от противного: если не существует внутренних взаимосвязей прибыли и инвестиций в запасы, то с целью максимизации рентабельности выгодно сокращать хранимые запасы до 0. Но это нонсенс, т.к. хранимые запасы являются условием для реализации.

Таким образом, становится понятным, что рентабельность должна быть и является максимальной тогда, когда хранимый запас оптимален, как, впрочем, и показатель оборачиваемости. Оптимизация обеспечивается путем нормирования запасов по всему ассортименту. И возвращаясь к предыдущему примеру с товарами А и Б, системный анализ может показать, что предприятие хранит много сверхнормативных запасов по товару Б, и товар Б является более выгодным для предприятия, чем товар А при условии оптимальной работы.

Политика фирмы в отношении неликвидов

Категории запасов:

Эти цифры условны, и для каждой отрасли специфичны.

Для того, чтобы обеспечить необходимое количество оборотов средств, инвестированных в запасы, необходимо сокращать инвестиции в медленно оборачивающиеся виды запасов и лучше всего начинать этот процесс с практически не продаваемых и медленно оборачивающихся запасов и возможно даже перестать их закупать.

Высокий уровень производственно – материальных запасов требует, соответственно, значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов.

Существуют некоторые исключения в отношение политики управления практически не продаваемыми запасами и медленно – оборачивающимися запасами.

Практически не продаваемые запасы могут поддерживаться в следующих случаях:
Если они являются комплектующими изделиями, необходимыми для потребителя.
Они новые виды товаров, которые покупатель обязательно будет покупать в будущем.

Медленно оборачивающиеся запасы могут поддерживаться в случаях:
Предполагается продолжение или рост спроса на данный вид товара.

Покупатели ожидают, что этот вид товара всегда будет представлен и доступен для непосредственной покупки и не существует другого источника для удовлетворения потребностей покупателей без хранения этого товара в запасе.

Все эти принципы необходимо использовать при анализе и планировании инвестиций в товарно – материальные ценности.