GenobiumMenu

Статьи

Добавление ценности в логистических кластерах.

Добронравин Евгений, 2017

В последнее время изучение логистических кластеров, где ценность логистической активности дифференцирована, представляет значительный научный интерес. Кластеры - это макрологистические узлы, места хранения материального запаса, регионы с высокой концентрацией логистической активности. Образованию их способствуют как естественные условия, так и поддержка местных властей, предпринимательская инициатива. Можно выделить следующие преимущества кластерной формы реализации экономического потока:

  1. Скорость исполнения заказов, благодаря близости расположения кластеров до производства, либо до клиентов. Например, китайские рабочие предлагают более дешевый труд, но южно-европейские рабочие предоставляют то, что китайцы не могут - требуемую скорость исполнения заказов. Мемфис стал крупным биомедицинским кластером, являясь крупным логистическим кластером, ведь срочная доставка критична в данной отрасли.
  2. В логистическом кластере в Сарагосе, Испания, самолет Eurofighter нашел прекрасное место для профилактического и других видов ремонта.
  3. В кластерах производится хранение, таможенные операции, дистрибуция и добавляющие ценность активности.
  4. Операции, такие как выборка, сортировка, погрузка, транспортировка, разгрузка, доставка- идентичны, независимо от содержания упаковок, благодаря чему обеспечивается специализация и привлечение в кластер малого и среднего предпринимательства. Поскольку компании одной отрасли имеют тенденцию к схожим логистическим потребностям, то они имеют тенденцию привлекаться в кластеры. Компании Bridgestone и Continental, чтобы успешно конкурировать с Michelin по затратам, совместно управляют своей международной дистрибуцией со структурой материального потока в виде буквы «Н».
  5. Возможность совместного использования фирмами логистических услуг и мощностей в кластере.
  6. Экономия на транспортных издержках, благодаря консолидированной перевозке между центрами кластеров.
  7. При системе узлов и транспортных соединений, как пассажиры, так и груз консолидируются и деконсолидируются в кластерах. Это обеспечивает высокую частоту перевозок между кластерами, благодаря попарности соединения точка 1 - точка 2. Заметим, что в своей влиятельной книге «Конкурирование со временем» Дж. Сталк и Т. Хаут обрисовывают стратегическую ценность скорости операций!
  8. Эффективное управление возвратами. Транспортные компании принимают на себя ответственность за неожиданные всплески возвратов товаров, как в примере со строллерами, на которых стали разбиваться подростки. В сфере продуктрв электроники, таких как сотовые телефоны, лишь 5% возвратов происходят по причине производственных дефектов, то есть 95% товаров могут быть тут же перепроданы, это дает возможность для развития бизнеса в логистических кластерах. Логистический кластер представляет естественное место для ремонта и восстановления товара, потому что он обеспечивает концентрацию и высокий уровень работы транспорта.
  9. Перевозчики экономят полезное время и предпочитают проведение ремонта непосредственно в портах, то есть кластерах, следовательно, это наилучшее место для проведения ремонтов транспорта.
  10. Добавление ценности ближе к концу цепи поставок, то есть подготовка к розничной продаже, окончательная доработка продукта. Так, например, нашивка популярных имен игроков национальной футбольной лиги США производится в самый последний момент, т.к. игроки - лидеры быстро меняются. Адаптивность доработки продукта важна при изменении законодательства, при сборке фармацевтических лекарств – дженериков и т.п.
  11. Возможность сборки точно-в-последовательности. Например, компания DHL собирает двери для Ауди, ламинируя, добавляя боковые панели, сваривая, шурупя их и проводя окончательную инспекцию.
  12. Обеспечивается наличие множества конкурирующих поставщиков в кластере и снижение цен на транспорт.
  13. Кластеры предоставляют возможность для аутсорсинга логистических функций транспортными компаниями. К примеру транспортная компания UPS способна обеспечить доставку даже при форс-мажорных обстоятельствах, при отключениях света, для быстропортящихся медикаментов и т.п.
  14. Логистические кластеры снижают эмиссию углекислого газа, азота и серы. Кроме того, являются центрами разработки биотоплива.
Итак, мы видим, что кластерная форма организация материального потока обеспечивает "утилиты" (ценность) участникам цепи поставок и конечным потребителям, благодаря использованию логистических технологий и компетенций.

Статья подготовтена по следующим материалам:

Sheffi Y. Logistics Clusters. Delivering Value and Driving Growth. The MIT Press. – 2012. - 356 pp. – pp.4, 18, 62, 88, 101, 106, 122, 133, 144, 145, 146, 166, 272.

Проф. Афанасенко И.Д. и Борисова В.В. для обозначения ценности места и времени используют специальный термин – «утилиты».