GenobiumMenu

Статьи

Логистические стратегии стройности и адаптивности.

Добронравин Евгений, 2008, журнал "Логистика", №3

Провал, либо успех цепи определяется на рынке конечным покупателем. Только при полном понимании потребностей и ограничений рынка, предприятие может предпринять выработку стратегии, которая удовлетворит и участников логистической цепи и покупателей. Становится все более очевидным, что конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию сети связанных организаций, которую в настоящее время мы называем логистической цепью. Этот подход представляет собой фундаментальный сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес с точки зрения отдельной фирмы.

Если попытаться проанализировать характерные черты современной экономики, такие как работа по сетям информации, глобализация, стройность производства, синхронизация, адаптивность и ориентация на потребителя, то можно констатировать, что в применении к организации логистических цепей эти принципы сводятся к двум главным концепциям- концепции стройности и адаптивности.

Адаптивность означает использование знаний о рынке и виртуальной корпорации для использования прибыльных возможностей в изменчивом рынке, это способность бизнеса в целом, которая охватывает организационную структуру, информационные системы, логистические процессы и видение бизнеса. Происхождение адаптивности, как концепции бизнеса, основано на гибких производственных системах. Изначально считалось, что путь к гибкости производства идет через автоматизацию, что обеспечивает быструю переналадку оборудования, обеспечивая приспосабливаемость к изменениям ассортимента и объема выпуска готовой продукции. Позднее идея гибкости стала трактоваться более широко (Nagel и Dove,1991) и появилась концепция адаптивности организации.

Стройность, в свою очередь, означает создание добавляющего стоимость направленного материального потока с устранением всех излишних издержек, включая время, обеспечение работы каждого уровня по графику. Интерес к данной концепции «стройного производства» был проявлен в 90-х годах и затем к более широкой концепции «стройного предприятия» (Womack и Jones,1996). Большую роль в развитии концепции сыграла практика работы производственной системы Тойота с фокусом на устранение издержек и излишних запасов.

Современные технологии передачи информации, производства и транспортировки способствуют реализации этих двух концепций. Это достигается путем использования таких технологий, как Интернет, беспроводных коммуникаций, безбумажных технологий, штрих-кодирования и радиочастотной идентификации, Е-коммерции, систем навигации, единых компьютерных программ с посредниками, гибких производственных систем, CAD и CAM, WMS и POS. Как адаптивность, так и стройность предъявляют требования высокого качества продукта. Они также требуют минимизации общего времени удовлетворения потребности, которое определяется как время от подачи заявки клиентом до доставки товара .

Однако в методической области, иногда возникают условия, когда приходится делать стратегический выбор между этими концепциями. Он определяется условиями деятельности на рынке. Концепция «стройности» хорошо работает в условиях относительной стабильности и предсказуемости спроса и низкой неопределенности. Напротив, в условиях, где спрос и потребности покупателей сильно варьируют, возникает потребность в высоком уровне адаптивности логистической цепи.

Характер бизнеса определяет направление выбора между этими двумя концепциями. Например, если спрос на продукцию определяется в большей степени веяниями моды, то уровень обслуживания, как правило, является атрибутом лидеров рынка, в то время как качество, время доставки и низкие издержки – последователей. При преимущественном господстве стройной концепции на рынке – затраты будут являться атрибутами лидеров, в то время как уровень обслуживания, время и качество – сильной стороной последователей. (см. Christopher и Towill, 2000).

Суть разницы между стройностью и адаптивностью в отношении обеспечения добавления стоимости для покупателя в том, что уровень обслуживания (доступность) критичный показатель для адаптивности, в то время как затраты и следовательно низкая продажная цена тесно связана со стройностью. В то же время, сокращение общего времени цикла (Towill, 1996), при эффективном внедрении, является достаточным условием достижения стройного производства, это лишь одно из условий достижения адаптивного снабжения.

Методико- технологическая часть логистической стратегии включает такие вопросы, как: использование технологий точно- в- срок, мелкопартионного производства, использование данных о конечном спросе на предыдущих стадиях логистической цепи, мультиагентных систем поиска партнеров и заключения сделок, организация тесных отношений с покупателями- посредниками, систем управления запасами по системам PULL или PUSH, сегментирование обслуживания покупателей, дифференцирование продукта ближе к конечному потреблению, внедрение централизованного управления.

Мартином Кристофером (Cranfield Centre for Logistics and Transportation, School of Management, Cranfield University, Cranfield, UK) и Дэнисом Тоуиллом (Logistics Systems Dynamics Group, Cardiff University, Cardiff, UK) были расмсотрены три способа комбинирования и сведения концепций стройности и адаптивности воедино и обеспечения доступного и приемлемого по затратам продукта для конечного покупателя.

1. Метод кривой Парето. Использование стройных методов для основного объема товара и адаптивного метода для медленно оборачивающихся товаров. Например, можно доказать, что спрос на первые 20 процентов более точно предсказуем и предполагает использование стройных принципов производства и дистрибуции.
2. Разгруппировочная точка. Представляет самую предельную точку вверх по логистичесской цепи, до которой поступает информация о «реальном спросе» (конечном спросе), т.е. информация, не искажаемая политиками управления запасами, такими как точки заказов и размеры заказов. Цель: стройность до точки разгруппировки и адаптивность после нее (дифференцирование производства ближе к потреблению). Возможность производства полуфабрикатов, откладывание финального конфигурирования или финального распределения (на примере парфюмерных наборов или сэндвичей в Макдональдс). Компании, типа Hewlett-Packard, успешно используют эту стратегию для локализации товара как можно ближе к месту фактического спроса (Feitzinger и Lee, 1997).
3. Разделение базового и волнообразного спроса Управление поддающихся прогнозированию элементов с использованием стройных принципов, использование адаптивных принципов для менее предсказуемых элементов. Возможность прогнозирования базового спроса по прошлым данным и где имеется возможность местного производства и мелкими партиями Стратегии, подобные этим, все более используются в индустрии моды, когда базовый спрос может удовлетворяться из низких по затратам стран, а волнообразный спрос внимательно удовлетворяется непосредственно из местных с данным рынком источников. Даже несмотря на то, что стоимость местного производства единицы товара будет выше, чем закупка в менее выгодных по затратам местах, выигрыш логистической цепи может быть значительной.

В данной работе мы представили образ адаптивности и стройности, который зависим от условий бизнеса. Мы провели поиск способов сведения концепции адаптивности и стройности, показали различия в подходах к достижению двух концепций, и также показали, как их можно комбинировать для достижения наибольшего эффекта.